• От современной „ортопедической“ обуви нужно держаться подальше

    Интервью Марии Виноградовой с ортопедом-подиатром

    Детский ортопед, подиатр, заведующий отделением Osteopolyclinic Кирилл Шлыков рассказывает о том, как должна развиваться стопа ребенка, нужна ли малышам ортопедическая обувь и в чем правильно ходить дома.

    Кирилл, в чем, на ваш взгляд, заключается главная проблема при выборе детской обуви?

    Довольно часто детям назначается обувь с негнущимися и жесткими задниками, подошвами, супинаторами и прочими вещами, которые для здоровья ребенка не несут ничего хорошего. Вторая проблема вытекает из первой: производители в связи с некорректным запросом делают неправильную обувь. Поэтому, к сожалению, найти в магазинах что-то адекватное для ребенка практически невозможно.

    Чем больше я изучал вопрос, касающийся того, какой должна быть обувь и как развивается нога ребенка, тем больше убеждался, что от современной «ортопедической» обуви нужно держаться подальше. Нет ни одного логического обоснования, почему детям нужно носить какую-то особую обувь.

    Как должна развиваться стопа ребенка и какой должна быть обувь?

    Во-первых, для здоровья стопы должна осуществляться естественная работа суставов. Поэтому задник не должен быть ни жестким, ни высоким.

    Часто врачи, сталкиваясь с вальгусной деформацией стопы или с плоскостопием, говорят о необходимости фиксации голеностопного сустава — именно в этом случае прописывается жесткий задник. Однако, напомню, в голеностопном суставе у нас осуществляется сгибание и разгибание стопы, и никакого отношения к завалу или плоскостопию оно не имеет.

    Другие специалисты говорят о необходимости заблокировать нашу пронацию — завал стопы внутрь. Это тоже ошибочно, потому что пронация, в целом, — это естественное движение для каждой стопы. И если вы его блокируете, вы нарушаете движение стопы, что может привести в том числе к проблемам в коленных суставах, потому как они могут компенсировать недостаточное движение.

    Для того, чтобы понять, что чувствует ребенок, когда у него заблокированы голеностопный и подтаранный суставы в «ортопедической» обуви, я советую родителям надеть лыжные ботинки и походить в них.

    Во-вторых, в правильной обуви обеспечивается возможность сгибания и разгибания пальчиков. Соответственно, если в вашей обуви пошевелить пальчиками невозможно, такая обувь нарушает движение ноги.

    В-третьих, нужно понимать, что в современной «ортопедической» обуви лишь создается визуальное ощущение правильной постановки стопы. Многие производители говорят о том, что в их ботиночках «нога стоит правильно», но это на самом деле не так.

    При этом я хочу отметить, что я не против ортопедической обуви в правильном ее понимании.

    Что же такое правильная ортопедическая обувь?

    Это обувь, сделанная на заказ после того, как с ребенком поработали специалисты. То, что продается в ортопедических салонах сегодня, — это скорее массмаркет.

    Какие основные недостатки «массмаркета в ортопедии»?

    Производители массмаркет-обуви говорят о том, что ребенку, который только начинает ходить, нужна какая-то устойчивость. Не будем забывать, что ребенок развивается постепенно, и, конечно, когда он делает первые шаги, он очень неустойчив. Но для того, чтобы приобрести эту устойчивость, ребенок должен тренироваться — падать и вставать, снова падать и вставать. Только тогда он научится.

    Если вы с первых шагов надеваете на ребенка специальную обувь, он не научится правильно ходить.

    Костная составляющая стопы развивается до пяти лет, до девяти лет развиваются кости голени и бедра. Соответственно, в этот период должна быть определенная свобода для мышц, потому что неправильно работающие мышцы искривляют кости. Мышцы формируются лет пятнадцать, при этом постоянно происходит развитие нервной системы. Если же вы извне привносите какой-то объект — ставите маленького ребенка в специальную обувь — вы обрекаете его на то, что он должен оставаться в этой обуви пожизненно.

    Именно поэтому вы не рекомендуете обувь с супинатором?

    Супинатор — я имею в виду не стельку, а именно «пупырышек» — это чисто маркетинговый ход. Производители объясняют, что он нужен для поддержки медиального свода стопы. Но медиального свода нет. Свод один и вовлекаются в него все отделы стопы. Есть три наиболее выступающие дуги свода (наружная, внутренняя и поперечная), и даже они работают во взаимосвязи. Таким образом, если вы давите на одну дугу, остальные «проваливаются».

    Если вашему ребенку нужна поддержка свода, сделайте индивидуальные стельки.

    Есть ли какие-то стандарты — какой должна быть правильная обувь?

    Если вы почитаете любой ГОСТ по обуви, начиная с 1973 года, вы нигде не найдете информацию ни про жесткий и высокий задник, ни про супинатор. Ни одного элемента, о котором сегодня говорят производители.

    Если у ребенка нет каких-то проблем со здоровьем стопы, родитель должен знать четыре критерия правильности обуви.

    • Первый: формоустойчивый задник. Высота задника в возрасте первых трех лет не должна превышать двух-трех сантиметров. Это высота, где слегка закрывается пяточка, ниже лодыжки. Такой задник не должен быть жестким или мягким, он называется формоустойчивым.
    • Второй критерий: хорошо гнущаяся подошва, особенно в области изгиба пальчиков.
    • Третий: на ноге обувь должна сидеть плотно. Шнурки или липучки — это хорошо, а балетки в этом плане плохи, потому что они, по сути, фиксируются только пальчиками.
    • Четвертый критерий — каблучок. Для хождения по плоскости задний отдел должен быть приподнят над передним примерно на 1,5-2 см. Это не обязательно должен быть выраженный каблук, может быть простая колодка, как в кроссовках.

    Судя по тому, что есть сегодня в магазинах, основной «проблемный» критерий — второй.

    Самое главное для родителей: наблюдать, что обувь не влияет на развитие ноги. Поэтому подбираться она должна хорошо.

    Если у родителя есть какие-то сомнения, правильная ли это обувь, я даю универсальный совет: посмотрите, как ребенок ходит в этой обуви. Если его движения не отличаются от тех, что он делает босиком, эта обувь хорошая.

    Как может родитель понять, что у ребенка есть какие-то проблемы?

    Правила старых календарей осмотра ребенка, на мой взгляд, оптимальные: дети до года наблюдаются каждые три месяца, далее — каждый год. В таком режиме упустить какую-то патологию почти нереально. Если же родители не придерживаются календаря, они должны обращаться к специалисту в случае, если у них появляется вопрос или подозрение, что что-то идет не так.

    Существует поправка для родителей: смотреть на ноги ребенка нужно не как на свои, то есть не сравнивать их со своими. Сравнивать нужно с детьми того же возраста.

    Зачастую родитель неправильно воспринимает происходящее: например, косолапие или заворачивание стопы внутрь может быть совершенно нормальным явлением на каком-то этапе развития ребенка. На другом — может быть патологией. Родителю самому разобраться непросто, поэтому любое несоответствие ребенка его возрасту должен оценивать специалист.

    Какие основные советы можно дать для профилактики заболеваний ортопедии?

    Если отвечать на этот общий вопрос, рекомендация одна: соблюдайте максимально физиологическое развитие вашего ребенка.

    Если природой было придумано, что нога должна двигаться, она должна двигаться. И чем больше она это делает, тем лучше развивается. Ходите босиком по неровностям, не носите домашнюю обувь — дома тоже следует ходить с босыми ногами — и будьте физически активными в целом.